+7 (391) 227-88-70
660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса 93

Социальное партнерство

Задача отраслевого профсоюза работников здравоохранения – защита социально-трудовых прав и интересов наемных работников.  Только солидарные усилия людей наемного труда, объединенных в Профсоюз, сделают их действия по настоящему эффективными.

Защита социально-трудовых прав и интересов работников здравоохранения является первоочередной задачей в период с 2010 по 2013г. Реализация данной задачи осуществляется в рамках системы социального партнерства со всеми уровнями власти. Значимость развития системы социального партнерства обозначил губернатор Красноярского края Л.В. Кузнецов на встрече с профактивом  края 27.05.2013г., где подчеркнул, что обязательства Соглашений, коллективных договоров должны быть руководством к действию руководителей и председателей профсоюзных комитетов предприятий, организаций, глав муниципальных образований.

01.06.2010г. проблемы социально-экономической защиты работников здравоохранения были озвучены председателем Профсоюза Кузьменко М.М. на встрече с председателем Правительства РФ В.В. Путиным. Это вопросы повышения оплаты труда, в т.ч. индексации заработной платы, стипендий обучающихся, разработка стандартов оплаты труда работников, реализующих стандарты оказания медицинских услуг, увеличения МРОТ и внесения изменений в его правовую основу (исключения выплат из него компенсирующего и стимулирующего характера)  В связи с не решением данных вопросов до осени 2010г. Ассоциацией Профсоюзов непроизводственной сферы принято решение о проведении трех этапов коллективных действий.

Краевой комитет Профсоюза (совместно с региональной ассоциацией профсоюзов) поддержал инициативу центрального органа профсоюза.                Вопросы индексации заработной платы, увеличения тарифных ставок работников бюджетных учреждений обсуждались 01.10.2010г. на встрече представителей профсоюзов и Правительства края; 13.10.2010г. на собрании профсоюзного актива с участием председателя, заместителя председателя Правительства края, министра финансов, первого заместителя главы г. Красноярска, депутатов краевого Законодательного Собрания и Городской думы. Переговоры не привели к положительному результату. 08.11.2010г. проведена пресс-конференция руководителей Ассоциации Профсоюзов  с представителями средств массовой информации. 09.11.2010г. – выступление на телеканале ОРТВ о проведении профсоюзной акции протеста. 10.11.2010г. – проведено пикетирование здание Правительства Красноярского края и краевого Законодательного Собрания работниками бюджетной сферы г. Красноярска и медицинскими работниками восьми районов края. Организациями Профсоюза во все властные инстанции были направлены телеграммы, более 3000 подписей  в поддержку требований Профсоюзов. 16.11.2010г. требования Профсоюзов рассмотрены на трехсторонней краевой комиссии. Краевые комитеты бюджетных отраслей участвовали в пикете Государственной Думы и Правительства РФ 28.11.2010г. Результатом проводимых мероприятий на территории Красноярского края стало: индексация заработной платы (окладов) работникам бюджетной сферы с 01.04.2011г. на 6,5% (в России с 01.06.2011г.), увеличение МРОТ с 01.12.2010г. до 5095 руб., в северных территориях края с 6687 до 8279 руб., в то время как российский МРОТ составил – 4 600 руб.

Ежегодное проведение Профсоюзами края коллективных действий позволяет напомнить власти, работодателям о реализации обязательств, принятых  в соглашениях всех уровней, а работающему населению осознать силу солидарных действий.

Переход учреждений в новую систему оплаты труда должен был обеспечить рост заработной платы работников здравоохранения, но в связи с тем, что в эксперимент учреждения здравоохранения края входили постепенно с 2010 по 2013 годы, возможности стимулирующих выплат и повышения заработной платы возникли не одновременно у работников здравоохранения. Однако участие представителей краевого комитета Профсоюза в рабочей группе при Правительстве края по переводу бюджетных учреждений на НСОТ позволило не допустить перевод учреждений здравоохранения на НСОТ без увеличения фонда оплаты труда на 20%. В 2012г. данное требование было предложено в межотраслевое соглашение, поддержано коллективными действиями краевого Профсоюза осенью 2011г. В результате краевой комитет активно участвовал в формировании критериев оценки деятельности работников здравоохранения для стимулирующих выплат в учреждениях, входящих в эксперимент; проводил экспертизу коллективных договоров, трудовых соглашений; проводил разъяснительную работу в коллективах по НСОТ и урегулированию конфликтных ситуаций (КДБ, КОЦ, Кежемская ЦРБ и др.). Ежегодно анализировал результаты мониторинга заработной платы работников учреждений, находящихся в эксперименте. Краевым комитетом Профсоюза проводились Пленумы  с участием министра здравоохранения Красноярского края Янина В.Н., заместителя министра по экономическим вопросам Кузнецовой М.Г., где активно обсуждались вопросы НСОТ, проблемы, возникающие в ходе подготовки и проводилось обучение председателей организаций Профсоюза по НСОТ с предоставлением методических материалов. В 2012-2013 годах краевой комитет Профсоюза участвовал во встречах министерства здравоохранения края с работниками учреждений здравоохранения по группам районов Красноярского края, принимал участие в видеоконференциях министерства здравоохранения, отстаивал интересы медицинских работников на заседаниях рабочей группы по переходу на НСОТ в части структуры заработной платы, а именно – увеличение доли ее постоянной части за счет уменьшения стимулирующих выплат. В результате чего ежегодно индексировался тариф (оклад) (через отраслевое соглашение), а не фонд оплаты труда и в июле 2013г. 10% из стимулирующих выплат по договоренности с министерством здравоохранения и министерством финансов были перенесены в тариф. Таким образом тариф достиг 50% в структуре заработной платы.

При формировании НСОТ – краевой комитет Профсоюз отстоял сохранение стажевой надбавки за непрерывную работу в учреждениях здравоохранения (опыт работы), выплату 50% оклада молодым специалистам (впервые окончившим учебное заведение) и основной принцип НСОТ – заработная плата не может быть ниже, чем при тарифной системе оплаты труда. Все нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов социально-трудовых отношений, непосредственно НСОТ, согласуются с федерацией профсоюзов края и краевым комитетом Профсоюза.

Повышение уровня заработной платы за период 2005-2013г. шло тремя этапами:

  1. Национальный проект «Здоровье»  (2005-2010 годы);
  2. Модернизаций здравоохранения (2011-2012 годы);
  3. Внедрение НСОТ.

Краевой комитет Профсоюза активно участвовал в реализации данного проекта на территории Красноярского края. За данный период по предложению краевого комитета Профсоюза были решены следующие вопросы: включены в региональную программу модернизации здравоохранения специалисты с высшим и средним немедицинским образованием (логопеды, биологи и др.). Согласованы с министерством здравоохранения и Территориальным фондом ОМС выплаты стимулирующего характера врачам реаниматологам-анестезиологам (8 тыс. руб.), оперирующим хирургам всех специальностей (7,2 тыс. руб.), оперирующим акушерам-гинекологам (6,8 тыс. руб.), медицинским сестрам по специальности «анестезиология и реаниматология», «операционное дело»         (4 тыс. руб.) работающих в краевых клинических и муниципальных учреждениях здравоохранения г. Красноярска.

Краевой комитет Профсоюза в составе рабочих групп принимал участие в разработке комплекса практических мер по реализации региональной Программы модернизации здравоохранения в целях  более полного учета интересов работников медицинских организаций, повышения уровня оплаты их труда; совместно с министерством здравоохранения и краевым фондом ОМС участвовал в рабочих совещаниях с обсуждением вопросов повышения доступности амбулаторной медицинской помощи по группам районов, критерии оценки результативности и качества труда врачей специалистов и среднего медицинского персонала, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. Аналогичные вопросы рассматривались на Пленумах краевого комитета Профсоюза с участием министра здравоохранения. Краевой комитет Профсоюза проводил определенную работу с представителями выборных профсоюзных органов медицинских организаций с целью подготовки их к участию в разработке локальных нормативных актов, регламентирующих конкретные меры по реализации непосредственно в организациях Программ модернизации здравоохранения, формированию списков специалистов, получающих стимулирующие выплаты и оценке их деятельности.

В ходе дальнейшего совместного с краевым комитетом Профсоюза обсуждения региональной Программы модернизации здравоохранения края в перечень участников Программы  были включены должности: врач-терапевт, врач-педиатр (не участвующие в Национальном проекте), заведующий отделением поликлиники (консультации, диспансера), врач сурдолог-протезист, врач офтальмолог-протезист, врач-методист, врач-статистик.                    

Колдоговорная компания в 2010-2013 годах проходила в условиях преобразований в системе здравоохранения, реорганизации, модернизации, введения НСОТ. Поэтому колдоговорное регулирование для представителей работников в лице Профсоюза являлось важнейшим механизмом сохранения достигнутого ранее уровня социально-трудовых прав работников.

В отчетный период действовало два отраслевых Соглашения, заключенных краевым комитетом Профсоюза с министерством здравоохранения Красноярского края и администрацией г. Красноярска. Кроме того, краевой комитет профсоюза активно участвовал в разработке и обсуждении ежегодных проектов Соглашений по регулированию социально-трудовых отношений в бюджетной сфере края.

При разработке проектов Соглашений и коллективных договоров организации Профсоюза формировали свою позицию в соответствии с задачами, определенными концепцией деятельности Краевой организации Профсоюза.

В 2010-2012 годах отраслевые Соглашения действовали в 12 территориях края. В 2013 году отраслевые территориальные Соглашения отсутствовали в связи с планируемой передачей бюджетных учреждений муниципального подчинения в государственную собственность, и после окончания срока действия Соглашений, новые не заключались.

Охват коллективными договорами учреждений здравоохранения, имеющих первичные организации Профсоюза, составлял: 2010г. – 97,7%, 2011г. – 97,1%, 2012г. – 96,9%, 2013г. – 98,1%.

В результате исполнения краевого отраслевого Соглашения, обеспечена своевременная выплата заработной платы работникам учреждений здравоохранения края; охват медицинских работников профилактическими прививками против гепатита «В» и составляет 95% от числа подлежащих вакцинации; работникам ЛПУ края, состоящим на диспансерном учете, вне очереди предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение; при выдвижении руководителей учреждений здравоохранения на присвоение государственных  наград учитывается мнение крайкома Профсоюза; каждый год проводится спартакиада среди ЛПУ края, ежегодно выделяется 520 путевок на санаторно-курортное лечение в КГУ «ЦСО» «Тесь» с оплатой работниками 30 % стоимости путевки.

Выполняя обязательства отраслевого Соглашения, администрацией г. Красноярска обеспечивается финансирование для выплаты компенсации транспортных расходов работникам участковой службы; обеспечено обязательное страхование работников, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью; при направлении медицинских работников на курсы повышения квалификации сохраняется средняя заработная плата с учетом выплат за работу по совместительству по одноименной должности, молодежи (лицам до 30 лет), прожившей 5 лет на территории Красноярского края «северная» надбавка выплачивается с первого дня работы.

В отчетный период ежегодно проводился конкурс профессионального мастерства по 8 номинациям с присвоением званий: «Лучший врач года», «Лучшая медсестра года» с вручением денежной премии в размере 50 000 руб. каждому. На льготных условиях приобретения выделено квартир в 2010г. – 15, 2011г. – 21, 2013г. – 85. Положительно решен вопрос по установлению доплаты в размере 12% тарифной ставки (оклада) работающим за дисплеями ЭВМ и у горячих плит более 50% рабочего времени.

Председатель краевого комитета Профсоюза является членом городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В 2013 году на заседании комиссии рассматривался вопрос «О предоставлении МБУЗ качественной и доступной медицинской помощи».

Краевой комитет Профсоюза, выполняя свои обязательства, включенные в Соглашения, проводит проверки соблюдения трудового законодательства в учреждениях здравоохранения края, обеспечивая тем самым защиту трудовых прав работников, оказывает бесплатную юридическую помощь членам Профсоюза, проводит встречи с профактивом, сотрудниками ЛПУ по вопросам трудового, пенсионного законодательства, изучению существующих у работников проблем и путей их решения. За 2010-2013 годы проведено 178 проверок ЛПУ края.

Ежегодно крайкомом Профсоюза проводится плановое обучение руководителей организаций профсоюза и профсоюзного актива по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров, умения вести переговоры и др. За 2010-2013 годы обучено более 400 человек.

Краевым комитетом Профсоюза проводится работа по пропаганде здорового образа жизни. Краевой комитет принимает участие в проведении ежегодной отраслевой Спартакиады, объявлен краевой смотр-конкурс на лучшую организацию оздоровительной работы в учреждениях здравоохранения.

В краевом комитете сложилась практика проведения экспертизы коллективных договоров, их соответствия требованиям законодательства. Эта форма оправдывает себя, т.к. учет рекомендаций крайкома по включению в коллективный договор тех или иных позиций позволяет принять кол. договор, соответствующий требованиям действующих нормативных документов и более полно отразить в нем обязательства сторон. За отчетный период проведена экспертиза 82 коллективных договоров.

Итоги выполнения отраслевых Соглашений ежегодно рассматриваются на Пленумах, заседаниях Президиума крайкома Профсоюза. С докладами выступают представители сторон социального партнерства.

Во всех коллективных договорах установлены сроки выплаты заработной платы, не реже двух раз в месяц; определен круг работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата, в том числе, лица предпенсионного возраста, проработавшие в учреждении более 20 лет и т.д.

Большинством коллективных договоров предусмотрены оплачиваемые социальные отпуска от 1 до 5 дней; дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день от 3 до 14 календарных дней; выдача спецодежды, смывающих средств и молока, работающим во вредных условиях труда; проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работающих за счет средств работодателя. В ряде коллективных договоров предусмотрены единовременные выплаты при получении звания «Заслуженный работник здравоохранения» в размере 2-х минимальных должностных окладов, имеющим знак «Отличник здравоохранения» в размере 1-го минимального должностного оклада; приобретение бытовой техники; еженедельная стирка и глажение рабочей одежды; компенсация затрат на зубопротезирование до 20% от общей стоимости наряда, кроме зубопротезирования драгоценными металлами, из внебюджетных средств; бесплатное прохождение водительской комиссии работниками учреждения 1 раз в 3 года; сохранение права на занимаемое жилое помещение в общежитии лицам, отработавшим в учреждении 20 лет при расторжении трудового договора.

В соответствии с коллективными договорами осуществляется поощрение работников к юбилейным датам, к профессиональным праздникам, в связи с выходом на пенсию и др. Во всех коллективных договорах имеется раздел «Гарантии профсоюзной деятельности», в котором предусматривается освобождение от работы председателя и членов профкома для выполнения общественных обязанностей; удержание профсоюзных взносов по заявлениям членов Профсоюза через бухгалтерию; предоставление профсоюзному комитету средств связи, транспорта.

В связи с переходом на НСОТ во все коллективные договоры внесены дополнения и изменения в раздел «Оплата труда», «Положения об оплате труда» в части установления порядка выплат стимулирующего характера, обязательного согласования их с выборным профсоюзным органом.  

В 2012 году в целях развития колдоговорных отношений краевым комитетом Профсоюза объявлен краевой смотр-конкурс на лучший коллективный договор учреждения здравоохранения.

Приоритетным направлением в деятельности краевого комитета на предстоящий период будет участие в разработке нормативных правовых актов, закрепляющих трудовые и социально-экономические права работников отрасли в ходе реализации Указа президента РФ от 07.05.2012г. №597 и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения на 2012-2018г.г., утвержденной Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012г. №2190-р.