+7 (391) 227-88-70
660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса 93

ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ ВМЕСТО ТРИДЦАТИ ТРЕХ. ПОЧЕМУ?

На сегодняшний день, часто задаваемый вопрос звучит примерно так «Почему мне врачу амбулаторно-поликлинического и (или) диспансерного отделения по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда (далее-АРМ) установлена 36 часовая рабочая вместо 33-х часовой?».

Во-первых, ответим на вопрос, а что такое АРМ?

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда

АРМ представляет собой качественную и количественную оценку рабочих мест учреждения, независимо от его форм собственности, и включает в себя:

• гигиеническую оценку условий и характера труда (инструментальные измерения и оценка физических, биологических и химических факторов, например таких как: освещенность, шум, вибрация, химический состав воздуха рабочей зоны);

• оценку психофизиологических факторов трудового процесса (тяжести и напряженности труда);

• экспертную оценку травмоопасности рабочего места;

• оценку обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами.

По итогам этих оценок оформляется карта аттестации, в которой отражены как факторы трудового процесса, так и все инструментальные измерения, позволяющие прийти к тем или иным выводам о фактическом состоянии условий труда на рабочем месте и проведении каких-либо мероприятий и (или) установлении (либо отмене) льгот и компенсаций. Ответственность за проведение АРМ возлагается на работодателя.

АРМ проводится работодателем совместно с аттестующей организацией, аккредитованной в установленном порядке. Аттестующая организация должна быть неаффелированным («незаинтересованным») лицом по отношению к работодателю. Работодатель в свою очередь для организации и проведения АРМ создает аттестационную комиссию, которая и будет принимать те или иные решения на всех этапах оценки.

Аттестационная комиссия вправе вносить предложения об изменении или дополнении в трудовой договор в части обязательств работодателя по обеспечению работника спецодеждой, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Как показывает практика, такое право аттестационная комиссия почему-то «негласно предает» аттестующей организации. Последняя же, работает четко в рамках законодательных документов и выносит решения в соответствии с ними, в частности Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» с приложениями №№ 1 – 3, регламентирующее работу специалистов медицинских учреждений в разрыве между 30 и 36 часами в неделю. В приложении № 2 данного документа имеется неоднозначное понятие – «врач, ведущий исключительно амбулаторный прием больных», которое и вызывает значительную бурю эмоций, между работниками и аттестующей организацией (хотя хочу напомнить еще раз, аттестующая организация может внести предложение об изменении продолжительности рабочего времени, а вот окончательное решение лежит за аттестационной комиссией).

При неоднократном обращении ЦК профсоюзов работников здравоохранения РФ в Министерство здравоохранения и социального развития РФ с просьбой разъяснить данное понятие, был направлен ответ от 14.07.2009 г. № 14-3/219782, где указано, что согласно статьи 38 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» оказание первичной медико-санитарной помощи гражданам включает в себя:

• лечение болезней, травм, отравлений и т.п.;

• медицинскую профилактику важнейших заболеваний;

• санитарно-гигиеническое обучение населения;

• проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи.

Таким образом, данный перечень работ исключает наличие в поликлиниках, амбулаториях, диспансерах, медицинских пунктах, станциях, отделениях, кабинетах специалистов занимающихся «проведение исключительно амбулаторного приема больных», и не дает право на установление 33 часовой рабочей недели. В данных ситуациях необходимо руководствоваться приложением № 1 Постановления Правительства РФ от 14.02.2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» и устанавливать продолжительность рабочей недели в размере 36 часов.

Однако, Трудовой кодекс РФ дает нам право в рамках коллективного соглашения, при взаимном согласии между администрацией и коллективом работников изменять режим труда и отдыхать и устанавливать соответствующую продолжительность рабочего времени исходя из местных условий работы в учреждении. Чем и должна воспользоваться аттестационная комиссия принимающая решение об отмене льгот и компенсаций при заключении.

Назад к списку