+7 (391) 227-88-70
660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса 93

Чтобы доктор был здоров!

От труда медицинских работников, выполняющих ультразвуковые исследования, зависит одно из главных условий эффективноголечения - это точный диагноз.

При этом здоровье самих медиков напрямую зависит от условий, в которых они трудятся.

Исходя из степени отклонения фактиче

 

 

ских уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

 

Условия труда медицинских работников, выполняющих ультразвуковые исследования (УЗИ) условно можно отнести к допустимым (2-й класс). Последние характеризуются такими уровнями факторов среды и трудово­го процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возмож­ные изменения функционального со­стояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работников и их потомство.

Допустимые условия труда условно относятся к безопасным. Безопасные условия труда в отделении ультразвуковой диагностики могут быть обеспечены только при со­блюдении действующих санитарных правил и норм и гигиенических нормативов.

Требования к кабинетам ультразвуковой диагностики должны соответствовать СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуще­ствляющим медицинскую деятельность». Что же регламентируют нам правила?

Ø Площадь кабинета должна составлять 14 м2 (при рекомендуемой не менее 20 м2 на одну установку). При этом каждая диагностическая установка должна размещаться в от­дельном помещении. Площадь комнаты для раздевания и одевания больного (смежной с помещением для проведения диагностических исследований) должна быть не менее 7 м2; помещения для ожи­дания приема - не менее 10 м2 (из расчета 1,2 м2 на одного больного).

Ø Не допускается размещать кабинеты ультразвуковой диагностики в подвальных, полуподвальных и цокольных помещениях.

Ø Помещение для ультразвуковой ди­агностики должно быть оборудовано:

− естественным и искусственным освещением;

− раковиной с подводкой холодной и горячей воды;

− общеобменной приточно-вытяжной системой вентиляции с крат­ностью воздухообмена 1:3; рекомен­дуется устанавливать кондиционеры.

Ø В помещениях для диагностичес­ких исследований рекомендуется под­держивать определенные параметры микроклимата:

− температуру воздуха -22-24 °С,

− относительную влажность -40-60 %,

− скорость движения воздуха - не выше 1,5 м/с.

Ø Стены следует окра­шивать в светлые тона. Запрещается облицовка стен керамической плит­кой.

Ø Уровень шума на рабочих местах медицинского персонала, обслужива­ющего ультразвуковые диагностичес­кие установки, не должен превышать 50 дБА. В целях снижения шума в кабинетах ультразвуковой диагности­ки, потолки и стены рекомендуется об­лицовывать звукопоглощающими ма­териалами.

Рекомендуемый набор мебели для кабинета УЗИ: кушетка, сто­лик для обработки документов, письменный стол врача, шкаф для картотеки. Кушетку (с регулируемой высотой) устанавливают в центре помещения или на некотором расстоянии от стен, чтобы облегчить доступ к пациенту. Высоту кушетки для пациентов следует подбирать так, чтобы врачу, проводящему исследования, были созданы условия, отвечающие требо­ваниям ССБТ «Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эрго­номические требования». Диагностическую аппаратуру реко­мендуется устанавливать таким образом, чтобы можно было легко проводить исследования в различных плоскостях.

Ø Медицинское ультразвуковое диагно­стическое оборудование должно иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и свидетельство о государ­ственной регистрации. Санитарно-эпиде­миологические заключения на продук­цию, выданные до 01.07.10, срок кото­рых не истек, а также свидетельства Госрегистрации старого образца, вы­данные ранее, действуют до 01.01.12.

Ø Уровни контактного ультразвука, воздействующего на руки медицинского персонала для диапазона рабочих частот ультразвукового диагностического оборудования 1.0-31.5 МГц, должны составлять не более 110 дБ или 0.1 Вт/см2.

Ø Сопутствующие факторы рабочей среды, возникающие при эксплуатации аппаратов УЗИ (шум, электромагнитные поля, зрительное и нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная поза), должны соответствовать СанПиН 2.1.3.2630-10.

Ø Температура боковых поверхностей датчиков, предназначенных для соприкосновения с руками медицинского персонала, не должна превышать 40 °С.

Ø Рабочее место врача УЗИ следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейный терминал (ВДТ) ме­дицинского оборудования был ориен­тирован боковой стороной к светово­му проему, а естественный свет падал преимущественно слева.

Ø Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Осве­щенность на поверхности экрана не дол­жна быть более 300 лк. Следует ограни­чить прямую блесткость от источников освещения, при этом яркость светящих­ся поверхностей (окна, светильники и др.), находящихся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/м2. Показатель ослепленности для ис­точников общего искусственного освещения в помещениях ультразву­ковой диагностики должен быть не более 20 относительных единиц. Яркость светильников общего пользо­вания в зоне углов излучения от 50 до 90°С с вертикалью продольных и поперечных плоскостях должна составлять не более 200 кд/м2; защит­ный угол светильников должен быть не менее 40°.

В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люми­несцентные лампы (ЛБ) и компактные люминесцентные лампы. Рекоменду­ется использовать светильники с зер­кальными параболическими решетка­ми, укомплектованными электронны­ми пускорегулирующими аппаратами ЭПРА. Допускается использовать мно­голамповые светильники с ЭПРА.

Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается. Коэффициент пуль­сации не должен превышать 5 %.

Ø Чтобы обеспечить в помещениях УЗИ освещенность, соответствующую гигиеническим нормативам, следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

Ø Визуальные параметры ВДТ меди­цинского ультразвукового диаг­ностического оборудования, контро­лируемые на рабочих местах врачей УЗИ, должны быть такими:

− яркость белого поля - не менее 35 кд/м2;

− неравномерность яркости рабочего поля - не более 20 %;

− контрастность (для монохромного режима) - не ме­нее 3:1;

− временная нестабильность изобра­жения (непреднамеренное изменение во времени яркости изображения на экране дисплея) не должна фиксиро­ваться.

Ø Экран видеомонитора должен на­ходиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм - с учетом размеров алфа­витно-цифровых знаков и символов.

Ø Конструкция рабочего стула (крес­ла) должна обеспечивать поддержа­ние рациональной рабочей позы вра­ча УЗИ, позволять изменять позу с целью снижения статического напря­жения мышц шейно-плечевой облас­ти и спины для предупреждения раз­вития утомления. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным; он дол­жен регулироваться по высоте и уг­лам наклона сиденья и спинки, а так­же по расстоянию спинки от переднего края.

Ø Концентрации вредных веществ, выделяющихся в воздух помеще­ний при сканировании с использо­ванием ультразвукового диагности­ческого оборудования, не должны превышать ПДК для атмосферно­го воздуха (допустимые концент­рации аэроионов: положительные 400-50 000, отрицательные - 600-50 000, коэффициент униполярности - 0,4<у<1,0).

Ø Мощность экспозиционной дозы мягкого рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ (на электрон­ной трубке) не должна превышать 1 мкЗв/ч (100 мкР/ч).

Ø К работе с ультразвуковой диаг­ностической аппаратурой допускают­ся лица не моложе 18 лет. Работа в контакте с ультразвуком не рекомен­дуется беременным женщинам.

Ø Не допускается соприкосновение незащищенных рук врача, выполня­ющего УЗИ, со сканирующей поверх­ностью работающего ультразвуково­го датчика. Для сканирования должен применяться специальный гель, не обладающий раздражающим и сенсибилизирующих действием.

При нанесении на исследуемую область контактной смазки (геля) следует следить за тем, чтобы она не падала на руки медицинского ра­ботника. После каждого обследова­ния следует проводить очистку и де­зинфицирование датчиков.

Ø Внутриполостные исследования должны проводиться с использованием одноразовых защитных оболочек для датчиков.

Ø Количество пациентов, обследуе­мых врачом УЗИ в течение рабо­чей смены, не должно превышать 8-10 человек. Врачи УЗИ должны соблюдать ре­жим труда: два десятиминутных пере­рыва в течение рабочей смены для проведения физиотерапевтических и других профилактических процедур.

Ø Контроль состояния условий труда врачей УЗИ на соответствие действующим санитарным правилам и нормативам должен осуществляться согласно требованиям «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р.2.2.2006-05, СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Ø Медицинское ультразвуковое диагностическое оборудование после трех лет эксплуатации подлежит ежегодному техническому профилактическому осмотру с оценкой качества изображений, получаемых при фиксированном минимальном уровне мощности ультразвука с использованием каждого датчика, входящего в комп­лект оборудования.

Ø Врачи и другие медицинские работники, выполняющие ультразвуковые диагностические исследования, должны проходить обязательные предварительные - при поступлении на работу - и периодические медицинские осмотры (один раз в год). Медицинс­кие осмотры должны проводиться с привлечением специалистов - тера­певта, невролога, отоларинголога, офтальмолога и др.

Перечень необходимых лабораторных и функциональных исследований включает оценку вибрационной, болевой и слуховой чувствительности; термометрию кожных покровов кистей рук (с холодовой пробой), офтальмо­скопию глазного дна. При необходимости по показаниям проводятся реовазография периферических со­судов, ультразвуковая денситометрия и допплерография - исследование кровотока.

Ø Для предупреждения неблагоприятного влияния контактного ультра­звука и сопутствующих факторов рабочей среды рекомендуется комплекс лечебно-профилактических меропри­ятий. Важную роль в этом плане играют физиотерапевтические процедуры (гидропроцедуры или сухой обогрев), массаж (самомассаж) кистей, предплечий рук, ультрафиолетовое облучение. Не стоит забывать и о витаминопрофилактике с использованием витаминов В, С, никотиновой кис­лоты, поливитаминов.

Ø В течение рабочего дня рекомендуется несколько раз выполнять упражнения для глаз, заниматься про­изводственной гимнастикой. Хорошо, если в лечебном учреждении есть комната психологической разгрузки, даже короткое пребывание в ней поможет расслабиться, снять эмоциональное напряжение.

По материалам Журнала "Охрана труда и социальное страхование" 2011 г. №11

Назад к списку